Обряды и традиции Понта

Родильная обрядность

Культурные предписания, связанные с беременностью: беременная женщина не должна присутствовать на похоронах, если запрет нарушается, ребенок может родиться ногами вперед; будущей матери нельзя ругаться, иначе ребенок родиться грубым и капризным; если будущие родители будут работать на праздник, то ребенок родиться калекой.

Роды раньше принимала в доме роженицы повитуха (η μαμη|). При трудных родах повивальная бабка обращалась с молитвой к Богородице и св. Георгию.

Новорожденного купали в теплой подсоленной воде или пеленали в соленную простыню, объясняя это «закаливанием» младенца или особым лечебным действием соли, предотвращающей раздражение кожи.

Новорожденного крестят на 40 день после рождения. Если младенец умирал до крещения его хоронили за оградой кладбища. Крестными приглашают мужчину и женщину, не мужа и жену и не родственников новорожденного, они же выполняют функции κουμπαρον’а κουμπαρτσ’ы на свадьбе крестника (вариант: крестные новорожденного — «кумовья» на свадьбе его родителей, кумбароном становится сын крестного отца). Мать принимает причастие на 40 день, до этого не должна входить в церковь, не должна выходить из дома в темное время суток.

Первые месяцы ребенок спит в колыбели-kounun, к которой привязывают обереги от сглаза (браслет-»ματοζινιχον» из черных и белых камешков (такой же браслет одевают детям на руку).

Если ребенок долго не начинает ходить, его выносят на перекресток дорог и ставят ногами на мясо только что забитого животного; по другому варианту пекут 7 хлебцев, раздают их детям, которые играют с «больным» младенцем. Понтийские греки считают, что ребенок «выздоравливает» — начинает ходить, потому что св. Георгий разрезает невидимые путы, которыми связаны ноги младенца (у грекоязычных мусульман Хамси-кей отец ребенка, разрезает веревку, которой связаны большие пальцы ног).

 

Свадебная обрядность.

Традиционный свадебный обряд понтийских греков поливариативен, семиотическое наполнение его элементов зависит от традиции этнических групп, составляющих большинство населения регионов, где проживают понтийцы.

Предсвадебный этап.

Сватовство (Λογον, σον ψαλοφεμε ). Сваты (σιμπεθερη) – дальние родственники жениха, идут «брать слово (Λογον)» в дом родителей невесты. В метафорической форме пришедшие объясняют цель своего прихода: «Наш охотник в голубку стрелял-ранил, она в ваш дом прилетела. Согласие сторона невесты дает лишь во время третьего визита сватов, их угощают и сговариваются о дне обручения.

Обручение (Σουμαδη (трапез.), σιμαδη (самс.)) устраивают в доме родителей невесты, куда идут жених, его родители, крестные, другие родственники. Сторона жениха приносит водку, жаренную курицу (которую дарят стороне невесты), поднос с самодельными бамбаньетками (завернутыми в фатин орехами и конфетами). Вариант: курицу готовит сторона невесты, во время обручения тамада в шуточной форме предлагает купить курицу партии жениха; родственники невесты переодеваются, во время торга держатся за веревку, конец которой привязан к тамаде. Невеста находится в отдельной комнате, ее к жениху выводит отец (вариант: жениху предлагают «угадать» невесту среди 7 девушек, которых выводят из комнаты, у «настоящей невесты» на руке одето кольцо – подарок сватов). Жених и невеста обмениваются подносами с бамбаньетками-σουμαδιατκει (на подносе у жениха сумавятки завернуты в голубой фатин, у невесты – в белый или розовый). После обмена бамбаньетки раздают всем присутствующим (вариант: гости выхватывают их, соревнуясь, кто наберет больше). Обмениваются кольцами: родители жениха надевают кольцо на руку невесты, и наоборот – родители невесты – на руку жениха. На обручении договаривались о дне свадьбы.

Платье невесты или отрез ткани для него покупает жених. За несколько дней до свадьбы платье относит в дом невесты мать жениха или кумбарос или его друзья. Иногда отрез для свадебного платья кладут на поднос, с которым приходит партия жениха на обручение. Для тех, кто приносит платье, устраивают застолье, за платье дают подарок или деньги. В этот же день в дом жениха отправляются подруги невесты или ее сестра с одеждой для жениха и его отца — обычно это рубашка и носки. Девушек одаривают и угощают. В свадебной обрядности греков-мусульман Понта есть аналогичный обряд: за два дня до свадьбы от жениха в дом невесты кирва приносит свадебное платье, которое он покупает в городе. Родители невесты радушно принимают посланника и устраивают в его честь застолье.

Купание жениха / невесты (Λουσηματα): на кануне свадьбы в пятницу, в доме невесты собирались ее подруги (вариант: у тетки невесты) и имитировали купание невесты. Для девушек устраивали застолье. Жених со своими друзьями шел к кумбаросу, который его «брил», за это он получал в подарок петуха. Вариант: жених с кумбаросом идут к дядьке, где жениха бреет «парикмахер» (кто-нибудь из друзей или соседей жениха), который требует плату за свою работу.

У грекоязычных мусульман жених и невеста купаются дома у своих родителей утром в день свадьбы. Невеста после бани красит ладони и пальцы рук хной. Жениха после бани бреет парикмахер, с которым расплачивается кирва или друзья. Иногда жениха бреет не парикмахер, а сам кирва, за те деньги, которые он собирает в доме невесты, когда относит туда платье.

Собственно свадьба (Χαραν, Γαμον). Патри- и вирилокальный свадебный обряд, т. е. основные санкционирующие брак ритуалы происходят на территории жениха или его родителей (отца): венчание по дороге в дом жениха или на следующий день после свадебного застолья в доме родителей молодого; но также устраивают отдельное свадебное застолье для родственников невесты в доме ее родителей накануне увоза девушки, молодая возвращается после свадьбы на несколько дней в дом родителей.

Свадьба длится 4 дня (с субботы по вторник). Суббота — свадьба в доме невесты, одаривание невесты. У грекоязычных мусульман за день до свадьбы и в доме невесты и в доме жениха происходят приготовления, но застолья и танцев не устраивают.

Воскресенье — свадебный поезд в дом невесты, за невестой идут жених, кумбарос, азапы (друзья жениха), музыканты (кемянжист, бубно-бей или барабанщик и зурначи). Партия жениха несет на подносе водку, жаренную курицу, украшенную красными лентами, свадебное платье невесты (фату) (вариант: платье приносят в воскресенье утром родственницы жениха). Граница локусов жениха и невесты маркируется: кумбарос разламывает мясо курицы перед воротами двора невесты, платит за вход во двор и в дом невесты (угощает водкой).

Невесту одевает ее родственница (вариант приглашенная женщина), подруги поют печальные песни (вариант: при одевании присутствует жених). Если невеста выходит замуж не первый раз, то платье одевает розового цвета. На правой руке у кумбароса и музыкантов повязано полотенце, слева на груди у жениха и невесты приколоты восковые цветы.

Азапы во дворе родителей невесты убивают несколько кур, мясо забирают с собой (вариант: друзья жениха незаметно в субботу вечером воруют у родителей невесты несколько кур, убивают и демонстративно выставляют перед домом невесты). В свадебной обрядности греков-мусульман Понта вечером накануне свадьбы друзья жениха крадут из дома невесты тарелку, которую возвращают после свадьбы.

В доме невесты за стол садятся только жених и его друзья, сторона невесты стоит. Сестра невесты ставит перед ними блюдо с жаренной курицей, ее ест только жених и его друзья: мясо ломают руками, сестре невесты дают деньги. Брат одевает фату невесте, ломает над ее головой свадебный пирог-чурек на 2-4 части, одну часть отдает стороне жениха. Он же передает невесту кумбаросу или жениху. Кумбарос платит брату и матери невесты, женщине, которая ее одевает.

Идут венчаться в церковь, жених и невеста идут вместе (вариант: венчаются после свадьбы). В церкви жених и невеста становятся правой ногой на пла­ток, постеленный на полу. Сейчас обязательным элементом свадьбы является регистрация брака в ЗАГСе, церковное венчание может вообще не устраиваться.

После церкви идут в дом жениха: со стороны невесты идет ее брат, кумбарца («крестная»— крестит первенца вместе с кумбаросом), подруги. Впереди свадебного поезда идет один из друзей жениха с зажженной свечой, мать жениха одаривает его, дает ему жаренную курицу (архаичный вариант: азап въезжает на лошади в дом жениха). Дорогу молодым преграждают веревкой, кумбарос угощает водкой, чтобы пропустили.

Кумбарца выкупает место для невесты, на ее месте сидит ребенок, ему дают деньги. За столом кумбарос сидит рядом с женихом, кумбарца — с невестой, невеста — слева от жениха.

В дом жениха родители и остальные родственники невесты приходят позже, за ними посыпают азапов и музыкантов. Их усаживают за отдельным столом или на дальнем от молодых конце стола. Родственников невесты угощают жаренной курицей (вариант: для родственников невесты оставляют 7 жаренных кур, они просят в час по одной курице).

В полночь танцуют круговой танец (Θεμιαζμε, Αρχολομαν (самсун.)) 7 пар (вариант: 7 кругов), обязательно танцуют жених, невеста, кумбарос. кумбарца. Затем происходит одаривание молодых.

Первую ночь в доме жениха невеста спит в отдельной комнате с кумбарцей.

Понедельник: привозят приданное невесты. Ночью жених и невеста спят вместе. Постельный обряд: утром простыню проверяет родственница жениха.

Вторник: устраивают шуточное ряжение друзья и родственники молодых.

Послесвадебный этап.

Возвращение молодой (Οπις). Через 7 дней после свадьбы невеста возвращается в дом родителей. Через неделю за ней приходит жених, устраивается застолье. Вариант: через 8 дней после свадьбы родители невесты приносят в дом жениха 8 пирогов, а через 15 дней после свадьбы невеста возвращается на 2-3 дня в дом родителей.

 

Похоронная обрядность

Подготовительный этап

Тело умершего моют не родственники, а приглашенные люди, с ними расплачиваются подарками и из вещей покойника, платками, мылом. Они же могут «одевать» покойника: чистое белье, новое платье / костюм. В Понте некоторые группы греков хоронили тело без одежды, как и мусульмане, обернув его саваном. На одежде пуговицы не застегивают, узлы не завязывают (на головном платке, галстуке и поясе), обувь не одевают — кладут рядом в гроб (вариант: хоронят обязательно в обуви). Голова покойницы обязательно покрыта платком, шапку в гроб не кладут — кому-нибудь дарят. Одетое тело сверху покрывают белой тканью или фатином, которая называется саван-sabantou. Вариант: на тело «одевают» простынь с вырезом для головы посередине, эта про­стынь тоже называется «саван», а затем поверх ее натягивают одежду, сверху одежды тело могут покрыть еще одним саваном.

Погребение

Умершего хоронят на 3-й день после смерти. Все это время тело находится в доме, в отдельной комнате, возле него дежурят, сменяясь день и ночь, родственники и знакомые. Существует запрет на похороны в понедельник и пятницу. Гроб не должны нести родственники покойника. Перед выносом из дома гроб троекратно поднимают, поворачивают по часовой стрелке, ударяют в дверь. В похоронной процессии впереди несут освященную в церкви сладкую кутью.

На кладбище на могиле устанавливают крест в ногах покойника, могут установить перевернутое ведро без дна для свечи, которая должна гореть до 40 дней. Но возможно, перевернутое дырявое ведро может иметь и более глубокую семантику — вход / выход из могилы / «того света» (ср. медиативную функцию ведра в хозяйственной деятельности: для подъема воды из колодца, в качестве импровизированной трубы дымохода на крыше дома, здесь так же ведро без дна). Такая интерпретация ведра, косвенно подтверждается архаичными формами надгробий на понтийских кладбищах (конец XIX — начало XX века) в виде храма с дверцей в нише для свечи: ведро—»вход в могилу» – дверца — «вход в храм-надгробие». Сама возможность выхода из могилы получает развитие в понтийской демонологии: покойник-оборотень, хортлак (χορτλακ) известен всем народам региона, у амшенских армян и понтийских греков — это оживающий по ночам покойник-мусульманин.

Особенностью похоронной обрядности грекоязычных мусульман Понта является наряду с мусульманской спецификой обряда и отсутствие общесельских кладбищ, каждая семья хоронит близких на своей земле в непосредственной близости от дома.

Траур

Родственники умершего носят одежду, в которой превалирует черный (темно синий) цвет, пожилые женщины не снимают траур и после окончания обязательного срока (от I года до 5 лет). Мужчины не бреются 40 дней после смерти родственника. Поминальные дни: 3-й, 9-й, 40-й, полгода, годовщина – обычно устраивается поминальная трапеза. На 40-й день заканчивается самый строгий траур: на стол могут подать мясо (свинину), больше не зажигают лампаду в комнате, где лежал покойник (свечу на могиле), сжигают кусок савана, выливают остатки воды, которой обмывали покойника.

Антон Попов, «Понтийские греки»