Понтийские танцы

(Ποντιακοί χοροί)

Ачапат (Ατσαπάτ) – групповой военный танец, является медленной частью танца «серра». Ачапат танцевали в городе Платана (по-турецки Akcapat) к западу от города Трабзон, откуда он и получил свое название. Также существует форма танца Ачапат под названием Ατσαπάτ Γυναικείο (Ачапат Гинекио) из города Мазера (Μαζερά) район Мачука (Ματσούκας), который танцевали только женщины.

Дипат (Διπάτ) – всепонтийский церемониальный круговой танец, наибольшее распространение получил в районе Трапезунда (Τραπεζούντα). Название танца происходит от слов «дио патимата» (δύο πατήματα), которые означают два ритмических нажимания во время танца. Темп строгий и спокойный, с проявлением вежливости, нравственности и скромности. На Понте Дипат танцевали как мужчины, так и женщины старшего поколения. Все семейные и общественные мероприятия принято было начинать именно с этого танца.

Калон Кориц (Καλόν Κορίτς) – смешанный круговой танец, похожий на танец «этере». Название танца в переводе с греческого означает «хорошая девочка» и происходит от одноименной песни «Καλόν κορίτς, καλόν κορίτς, καλόν κ’εβλοημένον». Наиболее распространен был в районе Мачука (Ματσούκας). Существует также разновидность этого танца под названием Папор (Παπόρ), связанного с песней «Μάνα τέρεν το παπόρ ντ’ άσκεμα κουνίεται».

Коц (Κοτς) – всепонтийский круговой танец. Это веселый, подвижный танец, название которого происходит от слова «κοτς» (пятка), и характерного удара танцора ногой о землю. Круг чаще всего не замкнут, что дает возможность ведущему танцору выполнять различные фигуры. Коц  является смешанным танцем, но на Понте участвовали  в танце, главным образом, женщины.

Коцангел (Κοτσαγκέλ) – всепонтийский церемониальный танец. Он являлся последним танцем свадьбы и всегда завершал свадебное веселье на рассвете в понедельник. Структура танца постоянно меняется, как и ход движения – он может быть круговым, спиральным, двигаться вправо и влево. Ведущий танцор держит платок.

Кочари (Κότσαρι) – смешанный круговой танец, один из самых знаменитых понтийских танцев. Распространение получил в районе Карс (Καρς). Название «кочари» происходит от характерных танцевальных движений: удар пяткой (κοτς) одной ногой, другая в это время немного поднимается в воздух – «άρει το κοτς». Изначально Кочари считался сложным «горным» мужским танцем, но сейчас его танцуют как мужчины, так и женщины. Существует еще одна форма этого танца под названием Лафранга (Λαφράγκα), который танцевался греками Алма-Аты (Казахстан), выходцами из понтийского района Самсунда (Σαμψούντα).

Лецина (Λετσίνα) – групповой круговой танец района Карс (Καρς), чаще всего исполняется в продолжение танца «лечи». Слово «лецина» происходит от названия вида быстрых птиц семейства соколиных (в турецком «лецина» – ястреб). Танцуется в быстром темпе с очень сильными движениями, ноги танцоров как бы вбиваются в землю, изображая когти ястреба. Также являлся на Понте мужским танцем.

Лечи (Λέτσι) – круговой групповой танец. Берет свое происхождения из понтийского района Карс (Καρς). Темп танца медленный, обычно Лечи предшествует танцу «лецина». Изначально танцевали его только мужчины.

Машер (Μαχαίρια) – всепонтийский мужской танец с кинжалами, история которого уходит вглубь веков. Название танца в переводе с греческого означает «нож». Машер исполняют два танцора с кинжалами в руках, демонстрируя бой за сердце молодой девушки. Заканчивается танец изображением смерти одного из воинов, а победитель получает награду, из-за которой затевалась драка. Чаще всего Машер танцуется в продолжение танца «серра».

Мандилья (Μαντήλια) – групповой церемониальный танец области Киумус Матен (Κιουμούς Ματέν). Танцуется парами, у каждого участника в руке платок, с которым танцоры изображают различные фигуры. Отсюда происходит название танца, которое в переводе с греческого означает «платок». Чаще всего Та Мандилья исполнялся на свадьбах, на дороге перед молодоженами.

Омал (Ομάλ) – смешанный круговой танец. Название происходит от греческого слова «омалос» – ровный. Это один из самых распространенных понтийских танцев, поэтому существует множество его разновидностей, в зависимости от района, в котором его танцевали. Самые известные виды этого танца – Омал Керасундский (Ομάλ Κερασούντας), или Лахана (Λάχανα), Омал Учай (Ούτσαϊ) из района Никополи (Νικόπολης) и Омал Гарасари (Ομάλ Γαρασάρης).

Патула (Πατούλα) – всепонтийский круговой танец. Исполняется как мужчинами, так и женщинами. Слово «патула» понтийского диалекта, имеет несколько значений, одно из которых «белокожая девушка». Танец символизирует похищение девушки, родители которой против ее замужества с любимым человеком. В восточных районах Понта этот танец получил распространение под названием Пипиломатена (Πιπιλομάτενα) (девушка с маленькими глазками), происходящим от одноименной песни «Την Πιπιλομάτεναν, ούϊ ανάθεμά τέναν». Существует еще одна форма танца Патула под названием Кори копела (Κόρη Κοπέλα) с небольшими вариациями в движениях и музыке, распространенная в районе Галиана (Γαλίανα).

Самсон (Σαμψόν) – смешанный круговой танец, характерной чертой которого является сильная дрожь во всем теле. Получил распространение в районе Самсунда (Σαμψούντας).

Саригуз (Σαρικούζ ή Σαρί Κουζ) – смешанный круговой танец, принадлежащий к группе сельскохозяйственных понтийских танцев и обозначающий обряд сбора урожая пшеницы. Название происходит от турецкого слова «сарикуз» – блондинка. Участники во время танца изображают покосные работы. Помимо основного движения танец может быть наполнен различными фигурами. Наибольшее распространение получил в районах Трапезунда (Τραπεζούντας), Имера (Ίμερας), Хериана (Χερίανας) и Аргируполи (Αργυρούπολης). Саригуз района Бафра (Μπάφρας) полностью отличается от других вариантов этого танца и движениями, и темпом музыки.

Серра (Σέρρα) – известнейший всепонтийский военный танец. Является групповым и исполняется только мужчинами. Танец берет свое название от реки Серра в районе Трапезунда (Τραπεζούντας). Все движения танцоров символизируют движения понтийских воинов в час боя. Серра имеет различные формы и названия в зависимости от региона, в котором его танцевали.

Сераница (Σερανίτσα) – групповой танец, танцуется и мужчинами, и женщинами. Название «сераница» происходит от названия района Хериана (Χερίανας), в котором его изначально танцевали. Также известен под названием Икосиэна (Εικοσιένα), так как основное движение танца в общей сложности содержит 21 шаг. Существует разновидность этого танца, которая была распространена в районе Карс (Καρς), немного отличающаяся от «классического» варианта.

Тамсара (Ταμσάρα ή Ταμζάρα) – смешанный круговой танец, относящийся к разновидностям танца «дипат». Берет свое происхождение от армянского села Тамзара (Ταμζάρα) на 5-м километре дороги Никополь – Керасунд. Наиболее распространены три формы этого танца районов Трапезунда (Τραπεζούντας), Никополи (Νικόπολης) и Сурмена (Σουρμένων).

Тик (Τικ) – смешанный круговой танец, название которого происходит от слова «тикья» – прямой, стоящий прямо. Тик – известнейший всепонтийский танец, в каждом регионе исполнялся с определенными вариациями, ритмикой, поэтому существуют десятки видов этого танца. Наиболее известны разновидности Тик Монон (Τικ Μονόν) района Мачука (Ματσούκας), Тик Палчанас (Τικ Πάλτσανας) района Никополи (Νικόπολης) и Тик Тромахтон (Τικ Τρομαχτόν).

Тик Тромахтон (Τικ Τρομαχτόν) – самая известная форма танца «тик», выражает истинный характер понтийского танца. Название происходит от греческого слова «тромазо» – дрожать, отсюда и специфика танца – сильное дрожание всего тела. Танец также является всепонтийским, но чаще всего встречался в районах Карс (Καρς), Керасунд (Κερασούντας), Сурмена (Σουρμένων), Тоя (Τόγιας) и Котиора (Κοτύωρα).

Титара (Τίταρα) – смешанный круговой танец. Считается, что получил происхождение от греков, проживавших на территории Армении. Структура танца похожа на танец «коц», поэтому в Греции получил название Диплон Коц (Διπλόν Κότς). Наибольшее распространение получил в районе Карс (Καρς). Существует также форма этого танца из района Аргируполи (Αργυρούπολης), относящаяся к группе танцев «дипат».

Тригона (Τρυγώνα) – смешанный круговой танец с ходом движения влево. Танец очень символичный, принадлежит к кругу сельскохозяйственных. Одно из толкований гласит, что у одной женщины, которую звали Тригона (в переводе означает «горлица», так ласково называли любимую), был очень ленивый муж, и она была вынуждена в одиночку выполнять все домашние дела. Движения символизируют рубку дров, что подтверждает  песня, связанная с танцем («Ακεί πέραν σ’ορμανόπον η Τρυγώνα η Κορώνα»). Согласно другой версии, танец описывает обряд сбора винограда, а участники твердыми движениями ног как бы топчут ягоды. Наиболее распространен был в районах Трапезунда (Τραπεζούντας), Мачука (Ματσούκας) и Гурух (Γουρούχ).

Тури (Τούρι) – смешанный круговой танец, движениями похожий на «самсон», с небольшими вариациями. Изначально танцевался в районе Карс (Καρς). Музыка к танцу чаще всего исполняется на кларнете.

Халаи (Χαλάι) – смешанный, круговой, один из красивейших понтийских танцев. Это наиболее характерный танец области Аг Даг Матен (Ακ Νταγ Ματέν), связан с конкретной мелодией. Особенность танца – медленная крадущаяся походка. Изначально исполнялся только мужчинами, сейчас же наоборот считается женским танцем. Название было хорошо известно в Кесарии, откуда танец и берет свое начало, так называли категорию танцев. Также название «халаи» было известно у курдов, означало желание танцевать.

Чуртугузус (Τσουρτούγουζους) – смешанный круговой танец, состоящий из двух частей: медленной, в основу которой входит танец «тик», и быстрой – вариант танца «тик тромахтон», но движения мягкие, без дрожания и с прыжками в центр круга. Берет свое происхождение из понтийского района Киумус Матен (Κιουμούς Ματέν).

Этере (Εταιρέ) – смешанный круговой танец без замыкания самого круга, ход движения влево. Относится к категории танцев, в основу которых входит «тик». Танец символизирует сельский быт, описывает насильственное похищение девушки, о чем и идет речь в связанной с этим танцем песне («πέρνιξον με έταιρε»). Этере изначально танцевали в районе Трапезунда (Τραπεζούντας).

Юварландум (Γιουβαρλαντούμ) – смешанный круговой танец, название «юварландум» турецкого происхождения, означает «спад, скатывание». Схема танца круговая, но направление постоянно меняется по команде ведущего танцора вправо или влево, иногда образуется спираль. Танец является всепонтийским, но во всех регионах он назывался по-разному. Наиболее широкое распространение он получил в районах Аг Даг Матен (Ακ Νταγ Ματέν), Аргируполи (Αργυρούπολης), Карс (Καρς), Галиана (Γαλίανα) и Пафра (Πάφρα).

Наталья Федориди